Заметки обывателя. Какой народ, такое и искусство
В прошлое воскресенье посмотрел в цветном варианте фильм «Волга-Волга». В мои детские годы его показывали по нескольку раз в год. Он был моим одним из самых любимых фильмов. Последние лет двадцать пять пересматривать не приходилось. И вот цветной вариант.
Фильм пересмотрел с восторгом детских лет. Здорово, потрясающе смешно. В 30-40-е годы прошлого века просто не существовало кино, в котором бы не воспевался советский строй — «жить стало лучше, жить стало веселей». «Волга-Волга» из их числа. Но в отличие от фильмов «Свинарка и пастух» или «Кубанские казаки» комедия Григория АЛЕКСАНДРОВА не вызывает зубовного скрежета от придурковатого счастья и ненатурального изобилия. Нет, конечно, и в «Волге-Волге» все это есть, но в разумных дозах. На мой взгляд, это самое талантливое кино, воспевающее сталинскую эпоху. Фильм и сегодня, повторюсь, вызывает смех, хотя был создан семьдесят два года назад.
А какие там есть гениальные актерские и режиссерские находки-детали. Попытаюсь пересказать два эпизода. Эпизод первый. БЫВАЛОВ-ИЛЬИНСКИЙ призывает всех помочь кочегарам, чтобы ускорить ход парохода. Подает пример, начинает скидывать пиджак, каким-то невообразимым образом его выкручивает, так и сняв. Эпизод второй. Стрелка-Орлова барахтается в реке, впадает в полуобморочное состояние и восклицает: «Воды». Большинство идеологических вставок обыграны даже с некоторой элегантностью. Отсюда вывод: фильм на долгие времена.
Любая власть нуждается в пропаганде средствами искусства, главное из которых кино, а теперь еще и телевидение. Если не ошибаюсь, примерно так говорил Владимир ЛЕНИН на заре отечественного кинематографа. И вот перебираю в памяти, пытаясь вспомнить идеологически выдержанный и талантливый одновременно кино-телефильм. И ничего не могу вспомнить. Может быть, кто-нибудь знает такой фильм. Возможно, у меня иные понятия о талантливости, и таких фильмов пруд-пруди. Тот же классик, по-моему, сказал, что «искусство принадлежит» народу. Если классик прав, то какой народ, такое и искусство.
«Хваленый Голливуд» насквозь пропитан идеологией. Настолько пропитан, что в редком фильме от боевика до фантастики где-нибудь не виднелся бы американский флаг или не бомбилась бы далекая планета во славу Америки. Надо признать с коммунистической прямотой, что в этом голливудском кинопотоке встречаются и «идеологические» шедевры или почти шедевры.
Да, и, вообще, американцы даже в быту идеологически выдержаны. На днях полицией был арестован некий житель в небольшом городке. Он ограбил три банка за две недели. Из каждого финансового учреждения взял по 600 долларов. Причем грабитель не пользовался оружием. Он, как законопослушный грабитель, передавал записку кассиру, в которой просил выдать ему те самые деньги стодолларовыми купюрами. Кассиры, как законопослушные граждане, эти деньги выдавали. Всего получилось ровно 1800 баксов, которые грабителю требовались на оплату закладной за дом.
Общеизвестно, что эти законопослушные и идейно выдержанные американцы помешаны на здоровом образе жизни. И ведут его не только на свободе, но и в неволе. В США умер самый старый заключённый, отбывавший пожизненное заключение. Вива Лерой НЭШУ было 94 года. Его смерть наступила по естественным причинам. Первое дело на Нэша было заведено в 1930 году прошлого века. 15-летнего подростка осудили за вооружённое ограбление. В конце 40-х он получил ещё один срок за то, что стрелял в полицейского. В 70-х годах он был приговорён к двум пожизненным заключениям за ограбление и убийство. Однако, он сумел бежать из тюрьмы. Перед тем, как его поймали, успел совершить ещё одно убийство, за которое было приговорён к смертной казни.
Адвокаты сумели добиться замены казни на пожизненный срок. Если я не ошибся в расчетах, то этот адепт «здорового образа жизни» провел за решеткой не менее 75 лет. Какой народ, такое и искусство. Но все равно их любимый ДОСТОЕВСКИЙ — наш русский писатель.
18.221.8.126
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Но наше искусство не всегда благотворно для иностранного восприятия:
Просто хороший кинофильм, даже не несущий на экране флага страны или образа светлого коммуниста — это уже идеология. Вот страна, а вот хороший фильм, который в ней сняли. Всё, достоточно.
«И вот перебираю в памяти, пытаясь вспомнить идеологически выдержанный и талантливый одновременно кино-телефильм. И ничего не могу вспомнить». Вы не правы. Белое солнце пустыни. Идеология — в самих предлагаемых обстоятельствах, красный солдат против белого басмача. Патриотично? Очень. Талантливо? Офигенно талантливо. Да немало таких фильмов. Берите любой хороший, не ошибётесь — настоящая идеология уже в том, что этот фильм — хороший. А флаги и парткомы — это эрзац-идеология, видимость и подделка.
Вывод: в Америке всё круто, в Раше всё хр…ново.